Донской Старочеркасский Ефремовский мужской монастырь

История

В двадцати пяти километрах от г. Ростова-на-Дону находится Донской Старочеркасский Ефремовский мужской монастырь. Чуть больше 20 лет назад началось восстановление обители, имеющей древние исторические корни и духовные традиции. Теперь, в начале ХХI века, Старочеркасский мужской монастырь стал преемником духовных традиций бывшего на этом месте Ефремовского женского монастыря.

Монастыри во все времена были оплотом Православия. А во времена татарского ига разнохарактерное вольное население, охранявшее российское государство от басурман, объединялось, вступая на борьбу с врагами креста Христова. Первоначально образовывались пустыни, отдельные скиты, позже – монастыри. Именно они способствовали распространению и утверждению православной веры. В 17 веке бассейн Дона был усеян монастырями. Самый древний — Монастырский городок, расположенный на правом берегу Дону, ниже по течению Черкасска. В то время он был станом «Главного Войска Донского». По преданию, здесь была устроена казаками часовня, в которой ежедневно совершалось богослужение иеромонахами Киевского Межигорского монастыря.

Отсюда, после молебна у часовни, получив благословение, казаки уходили на осаду турецкого Азова в 1637 году.

Монастырский городок был сожжен турками в 1643-1644 годах, но донских казаков не оставляло желание построить новую обитель. В 1652 году жители Медведицкого городка «по обещанию своему дали место в своем юрту на строение монастыря».

В 1644 году, после окончания «Азовского осадного сидения», казаки основали в Старочеркасске свою столицу. Черкасск в период своего расцвета славился богатым рынком и оживленной торговлей. Строились здесь и храмы. Среди славных казачьих родов в Старочеркасске славился своим благочестием и героизмом род атамана Ефремова.

Именно атаман Даниил Ефремов основал в Черкасске храм во имя Донской иконы Божией Матери (как свою домовую церковь). В декабре 1831 года потомки знаменитого казачьего рода Ефремовых обратились к правящему архиерею с прошением образовать при церкви во имя Донской иконы Божией Матери женскую обитель, пожертвовав Донской епархии почти все свои средства и угодья. «Имея полное право наследия, мы, во славу Божию и в память родственников нашей фамилии, коих прах покоится при сей церкви, дом с храмом сим и со всеми при доме службами жертвуем вечно на обращение в девичий монастырь». В 1836 году был подписан указ Его Императорского Величества об учреждении в станице Старочеркасской Ефремовского женского монастыря с присвоением ему степени III класса. На торжество открытия обители прибыл сонм священнослужителей не только из Черкасска, но и из соседних станиц. Так бывшая Ефремовская домовая церковь Донской иконы Божией матери стала монастырским храмом.

Первыми насельницами обители стали монахини из единственного близлежащего Усть-Медведицкого женского монастыря. По его образцу начала устраиваться внутренняя жизнь новообразованной Ефремовской обители. Строгие требования предъявлялись к поступающим в монастырь, а с насельниц спрос был ещё строже: инокини должны были отличаться всеми христианским добродетелями, особенно смирением, терпением, незлобием и полным послушанием начальству. Далеко за пределами станицы были известны рукоделия монахинь и послушниц, особенно — золотошвей. В основном производились предметы церковной утвари, вышивка, бисерные и жемчужные оклады. Монастырские изделия охотно приобретали жители донских станиц и городов.

Со временем расширялось монастырское хозяйство, которое обеспечивало всем необходимым не только насельниц монастыря, но и многих нуждающихся мирян. Были возведены ризничный корпус, здание больницы, трапезная, гостиница. К прежним владениям добавились земли, использовавшиеся под сельскохозяйственные нужды. Духовный авторитет обители был очень высок в Донском крае, а о её благотворительной деятельности знали даже в столичном Петербурге. Старочеркасский монастырь — один из первых женских монастырей России, активно включившихся в дело начального образования. Монастырская школа для девочек пользовалась большой популярностью. Сюда стремились отдать дочерей не только казаки из разных станиц, но и духовенство, а также мещане и купцы из Ростова, Таганрога и Ейска. В русском обществе традиционно считалось, что именно монастырское воспитание и обучение необходимо будущей матери и хозяйке. Поэтому число желающих превосходило возможности обители.

Особого расцвета в духовном устроении, развитии хозяйства и благоукрашении Ефремовский женский монастырь достиг в конце XIX — начале XX века под руководством игумении Иннокентии. Она обладала большим авторитетом в Области Войска Донского и за его пределами; она состояла в личной переписке с митрополитом Сербским Михаилом и Сербским царствующим домом. Беседы с игуменией Иннокентией вызвали у высокопоставленных лиц желание создать женский монастырь в Сербии «по образцу Старочеркасского». В годы советской власти монастырь постигла общая доля православных обителей.

В июне 1924 года волостной исполком решил разместить в атаманском дворце детский дом. Монастырь был закрыт, монахини и послушницы выселены. Так началась новая жизнь подворья, которая привела к разрушению большинства строений.

Жемчужина монастыря — храм Донской иконы Божией Матери – был лишён всех ценностей, а затем и внутреннего убранства. Верхняя часть церкви и колокольни была взорвана. Большинство монахинь разъехались, но несколько из них остались жить в станице Старочеркасской у знакомых и родственников, продолжая свой молитвенный подвиг.

До 1970 года в зданиях монастырских келий размещались интернат для умственно отсталых детей и сельская больница. После Великой Отечественной войны часть корпусов была занята под интернат для инвалидов. В 1970 году был основан Государственный Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник, в состав которого комплекс памятников на монастырском подворье XVIII-XIX веков, получивший Федеральный статус.

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Спустя почти семь десятилетий после закрытия Ефремовского женского монастыря в станице Старочеркасской, Промыслом Божиим вновь начала возрождаться монашеская жизнь. В марте 1994 года в Главном Управлении юстиции Ростовской области был зарегистрирован Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь. Монастырю были переданы три разрушенных объекта бывшей монастырской собственности: Церковь во имя Донской иконы Божией Матери, сохранившийся фундамент бывшей ризницы и до основания разрушенный больничный корпус, где ранее располагались богадельня и трапезная. В остальных зданиях бывшего Ефремовского монастыря и по настоящее время размещаются выставки музея-заповедника, рассказывающие об истории Донского казачества и станицы Старочеркасской. За прошедшие годы Церковь во имя Донской иконы Божией Матери пришла в состояние ужасающего запустения: дверей, окон, штукатурки, иконостаса, настенной росписи, икон не было; в алтаре храма «туристы», посетившие музей, устроили отхожее место. Были разрушены два боковых придела: во имя святителя Николая Чудотворца и преподобного Даниила Столпника, уменьшены размеры трапезной части храма почти в два раза.

Братия Свято-Донского монастыря в первую очередь принялась за работы по восстановлению храма, расчистке и благоустройству прилегающей территории. Привели в порядок могилы усопших из рода Ефремовых и игумении Иннокентии возле храма. В Донском храме был установлен шестиярусный иконостас, иконы для которого написаны в древнерусском стиле; на колокольне появились колокола.

Первоначально в 1994 году братия Свято-Донского монастыря состояла из десяти насельников. Все они поселились в небольшом частном доме в станице Старочеркасской, взятом в аренду. Зимой им пришлось жить в спальных мешках в одном из музейных объектов — доме Жученковых. Несмотря на трудности, монашеская молитва не прекращалась. Пока шло восстановление храма Донской иконы Божией Матери, богослужения совершались в неотапливаемом Войсковом Воскресенском соборе. С 1997 года начались ежедневные богослужения в монастырском храме. Ежедневное совершение Божественной литургии и полного круга богослужения благотворно сказалось на внешней и внутренней жизни Старочеркасской обители. Братия монастыря укреплялась в духе и совершенствовалась в добродетелях благодаря духовному руководству благодатного старца архимандрита Модеста. В обители совершались постриги в рясофор и мантию, рукоположения в диаконский и священнический сан. Восстанавливались и благоукрашались храм Донской Божией Матери и другие разрушенные здания, переданные монастырю.

В настоящее время братия монастыря состоит из 25-ти человек: 12 иеромонахов, 2 иеродиакона, 4 монаха, 2 инока, 5 послушников.

Жизнь монастыря зиждется на молитве и труде — краеугольных камнях многовекового православного монашества. День начинается с утреннего правила: утренние молитвы, полунощница, Акафист Божией Матери. Затем братия расходится на свои послушания. Одни совершают Божественную литургию, другие работают в пекарне, на огороде, пасеке или стройке.

В монастырском храме ежедневно совершаются богослужения: Божественная литургия утром — в 8.00 ч. и вечером — в 17.00 ч. На клиросе поет братский хор: по будним дням традиционным русским знаменным распевом, в воскресные и праздничные дни — на три-четыре голоса по напеву Свято-Троицкой Лавры. Уставное монастырское богослужение приходится по душе богомольцам, и многие, побывав однажды на службе в монастыре, стремятся вернуться сюда вновь и вновь.

В монастыре все работы распределены между братией, каждый знает свое послушание. Со временем обитель обзавелась своим хозяйством: пасекой, огородом, животноводческой фермой. Совсем недавно появилось рыбное хозяйство, наличие которого всегда было обязательно для российских монастырских владений. На трапезном столе всегда есть хлеб собственной выпечки, овощи и фрукты, мед и варенье. Дел в монастыре много, хватает и на братию, и на многочисленных паломников, желающих внести свою лепту в восстановление обители.

Местом постоянного паломничества и утешения для верующих является место упокоения архимандрита Модеста (Потапова, +14.03.02), похороненного за алтарем Донского храма. Архимандрит Модест был первым наместником Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря. За духовным советом и наставлением к нему обращалось множество людей из различных уголков России.

Отец Модест с детства хранил веру в Бога, пронес ее через трудные годы богоборчества, имел большой опыт в богослужении, а его жизненный опыт обогащался общением со старцами Глинской пустыни, в окормлении одного из которых он находился. Архимандрит Модест стал живой нитью, соединяющей монастырскую братию, состоящую в основном из молодых людей 25-35 лет, с древними подвижниками Святой Руси.

Монашеская братия зажигалась от своего наставника любовью к молитве и истинному православному богослужению. Монастырь, несмотря на первоначальные трудности, духовно возрастал. Сегодня к могилке праведника, как к живому, приходят люди, «скорбящие и обремененные», просят молитвенной помощи и получают по милости Божией молитвами дорогого батюшки облегчение в своих скорбях и недугах. Об этом свидетельствуют записи в монастырской книге об исцелениях по молитвам отца Модеста.

Вера и упование на Божию помощь по молитвам Божией Матери и святых угодников позволяет верующим получать от святынь помощь и утешение в самых различных тяжелых обстоятельствах: разрешение жизненных проблем, исцеление болезней, а главное — покаяние и исправление своей жизни.

Сегодня множество людей приезжают в Старочеркасский монастырь. Одни, чтобы получить духовную поддержку, укрепиться в вере, другие – побывать на богослужениях, научиться молитве, а иные – потрудиться и оказать во славу Божию посильную помощь монастырскому хозяйству.

Братия монастыря с благодарностью молится за благотворителей, паломников и всех, участвующих в возрождении Донского Старочеркасского Ефремовского мужского монастыря.